Безбарьерная архитектурная среда как элемент реализации инклюзивного образования в вузах г. Томска
Статья в журнале
Современная образовательная система Российской Федерации регулярно подвергается различного рода изменениям, которые в настоящее время ориентируются на политику открытости и доступности. С подписанием и ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов Россия взяла на себя обязательства по обеспечению социального участия людей с инвалидностью в жизни общества. В настоящее время стратегической целью государственной политики в области образования является его универсальность, доступность образовательного пространства для удовлетворения образовательных потребностей всех граждан страны. Цель работы – выявление актуального состояния инклюзивного образования в вузах города. Объектом исследования является безбарьерная архитектурная среда учебных корпусов вузов г. Томска для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения (n = 17), а также студенческие группы, в которых обучаются студенты с инвалидностью и в которых таких студентов нет. Предметной сферой определены состояние, доступность и возможность освоения социального и физического пространства при получении высшего образования в инклюзивном формате. Основные методы исследования – социальная экспертиза, наблюдение на основе выделенных критериев оценки, методика «Синквейн», которая позволяет анализировать и объединять разные высказывания с учетом оценки контекста. В результате использование качественной стратегии позволило проанализировать условия, отражающие особенности безбарьерной среды в вузах.
Журнал:
- Векторы благополучия: экономика и социум
- ТПУ (Томск)
Библиографическая запись: Носова, А. Л. Безбарьерная архитектурная среда как элемент реализации инклюзивного образования в вузах г. Томска : [Электронный ресурс] / А. Л. Носова, В. В. Орлова // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2020. – №3(38). – С. 1-12. – DOI: 10.18799/26584956/2020/3(38)/1026
Ключевые слова:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПРИНИМАЮЩЕЕ ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ОТНОШЕНИЕ