Организация новых университетов в Азиатской части СССР как выстраивание центр-периферийных отношений (вторая половина 1960-х – первая половина 1970-х годов)
Статья в журнале
Высшая школа любой страны и ее региональные научно-образовательные комплексы являются драйверами многих экономических, социально-культурных и других процессов. Ведущая роль здесь всегда принадлежала университетам как сосредоточению образования, науки, практик мировоззренческих ретрансляторов, имеющих также тесную связь с народным хозяйством. В СССР наиболее ярко эта роль университетов проявлялась не в центре, а на периферии. Важные вехи в развитии Азиатской России были связаны с университетами, начиная с последней четверти XIX в., с появлением первого университета в Азиатской России, и заканчивая 1970-ми годами – с расширением университетской сети в контексте последнего модернизационного рывка СССР. В статье впервые в отечественной историографии актуализируется исследовательская задача выявить основные тенденции и содержание крупнейшей советской «университезации» высшей школы и определить ее влияние на периферийные регионы. Методологической новизной исследования стало комплексное применение к материалу отечественной науки и высшего образования, взятому в макрорегиональном ракурсе, нескольких исследовательских стратегий: теории модернизации и концепции «центр-периферийных отношений», с выделением внутри последней общегосударственной и периферийной систем таких отношений. Автору удалось выделить внутреннюю периферию азиатского макро-региона, проявившуюся в выстраивании «центр-периферийных» отношений между «старыми» и «новыми» университетами; определить три основные траектории создания новых университетов с анализом их специфики; выявить «третью роль» университетов и охарактеризовать критерии их влияния на регионы.
Журнал:
- Новый исторический вестник
- Издательство Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
Библиографическая запись: Хаминов, Д. В. Организация новых университетов в Азиатской части СССР как выстраивание центр-периферийных отношений (вторая половина 1960-х – первая половина 1970-х годов) [Электронный ресурс] / Д. В. Хаминов // Новый исторический вестник. – 2022. – № 4 – С. 63-83. – DOI: 10.54770/20729286_2022_4_63
Ключевые слова:
ВЫСШАЯ ШКОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УНИВЕРСИТЕТ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРИФЕРИЯ АЗИАТСКАЯ РОССИЯ