Учебно-методическое пособие
«Культурология» - дисциплина базовой части профессионального цикла (Б3), изучается во 2 семестре в объеме 72 часов. Дисциплина является основой для дальнейшего освоения образовательной программы, в частности таких дисциплин, как «Профессионально-этические основы социальной работы», «Социология», «Философия» Деонтология социальной работы.
Целью изучения данной дисциплины является формирование у студента знаний о культуре как глобальном сверхсложном системном объекте, изначально связанном с развитием человека и общества, эволюцией и современным состоянием социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Изучить закономерности развития культуры как системы.
2. Раскрыть динамику и механизмы функционирования культуры, общего и особенного в исторических судьбах различных культур.
3. Выявить специфические особенности и базовые ценности русской культуры.
4. Раскрыть связь культуры с эволюцией и современным состоянием социальной работы как социокультурного феномена.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
1) общекультурные компетенции (ОК):
- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).
2) профессиональные компетенции (ПК):
3) быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
4) быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
5) владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
6) владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны (ПК-22);
7) быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностинационально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);
8) быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основы современной теории социальной культуры, истории ее развития в современном обществе;
- структуру и особенности, основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе;
- структуру современного культурологического знания.
уметь:
- использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья;
- формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны;
- осуществлять культурологические исследования;
- выделять основные структурные компоненты системы социального образования, культуроцентричность основ обеспечения его качества.
владеть:
- основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности;
- способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как социального работника, гражданина своей страны;
- культурологическими основами организации социальной работы;
- основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами.
Кафедра истории и социальной работы
Библиографическая запись:
Радченко, О. Е. Культурология: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / О. Е. Радченко, А. А. Захаров. — Томск: ТУСУР, 2012. — 19 с. — Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/710
Оглавление (содержание)
Введение
Тематический план курса
Содержание практических занятий
Самостоятельная работа студента
Вопросы к экзамену
Примерные образцы тестовых заданий и ситуационных задач